Отношение Реформатской Церкви к почитанию Богородицы
(Филипп
Шафф, из книги «История христианской Церкви», том II, глава VIII)
§ 81.
Возвеличивание Девы Марии
Среди разнообразных церковных
праздников нашли свое место и праздники второстепенные, главными из которых
являются праздники в честь Пресвятой Девы Марии, почитаемой «Царицей всех
святых».
Первоначально
почитание Девы Марии было лишь отражением поклонения Христу, а праздники в ее
честь предназначались для усиления прославления Христа. Поклонение Деве Марии
возникло в связи с ее внутренней связью со святой тайной Воплощения Божьего
Сына, хотя, несомненно, наряду с этим религиозно-теологическим интересом были и
другие причины. Будучи Матерью Спасителя мира, Дева Мария, безусловно, всегда
занимает особое место, и среди всех женщин, и в истории искупления. Даже на небесах
она должна находиться особо близко к Нему, —Тому, Кого на земле она носила девять месяцев под сердцем, и Кого она с
истинной материнской любовью проводила до креста. Вполне естественно и, более
того, закономерно, что в глубоком благочестивом понимании Дева Мария
ассоциируется с благороднейшими чертами женского и материнского характера,
почитаясь как высочайший образец женской чистоты, любви и благочестия, от
которого исходит нежное благословение всем поколениям людей; ее имя и память о
ней всегда будут неразрывно связаны с самыми святыми тайнами веры. Именно поэтому
ее имя запечатлено простыми и чистыми словами в Апостольском Символе веры:
«Зачатого от Духа Святого, рожденного от Девы Марии».
Но ни Западная, ни Восточная
Церковь на этом не остановилась. Во второй половине четвертого века
Кафолическая Церковь преступила здравые библейские границы и превратила «Матерь
Господа» в Богоматерь, «смиренную рабу Господню» в Царицу небес, «блаженно
уверовавшую» в дарительницу милостей, а «благословенную между женами» в
заступницу всех женщин. Более того, можно даже сказать, что из искупленной
дочери падшего Адама, для которой в Священном Писании не делается никакого
исключения из общей греховности, она превратилась в безгрешную и святую
Соискупительницу. Вначале она была освобождена только от фактического греха, а
затем даже от первородного, хотя учение о непорочном зачатии Девы Марии
оспаривалось в течение длительного времени, и было принято Римско-католической
церковью в качестве догмата веры лишь в 1854 году. Таким образом, почитание
Девы Марии постепенно превратилось в поклонение. В Средние века это так глубоко
укоренилось в религиозной жизни народа, что, несмотря на все схоластические
различия между latria, dulia и hyperdulia,
поклонение Деве Марии де-факто превалировало над поклонением Христу. Вот почему
в бесчисленных Мадоннах католического искусства человеческая Мать — главная
фигура, а божественное Дитя — второстепенное дополнение. У папистов молитва
«Отче наш» (PaterNoster) редко произносится без молитвы «Аве Мария». К
сострадательной и отзывчивой Матери гораздо чаще обращаются с просьбами о
заступничестве, чем к вечному Сыну Божьему, полагая, что такой косвенный способ
более надежен для получения желаемого дара. До сегодняшнего дня поклонение Деве
Марии является одной из главных причин расхождения между греко-римским
католицизмом и евангелическим протестантизмом. Поклонение Деве Марии — это одно
из наиболее ярких выражений главного заблуждения Римско-католической церкви,
которое заключается как в чрезмерном возвеличивании человеческих факторов и
человеческих средств искупления, так и в препятствовании непосредственному
доступу верующих ко Христу, делая этот доступ ненужным, поскольку людям навязываются
второстепенные посредники и ходатаи. Поэтому мы не можем не согласиться почти
со всеми непредвзятыми историками в том, что поклонение Деве Марии — это отголосок
древнего язычества. На ум сразу приходит поклонение Церере, Исиде и другим
античным матерям языческих богов, а поклонение святым и ангелам напоминает поклонение
греческим и римским героям. Политеизм (многобожие) был так прочно укоренен в
народе, что он проник и в христианство. Народная религиозность сроднилась даже
с поклонением богиням, и поэтому вполне естественно, что такое поклонение
перешло, прежде всего, к Деве Марии, являющейся блаженной и благословенной
Матерью богочеловеческого Искупителя.