Лекция, прочитанная в Одессе,
Украина, Преподобным Дэвидом Кэмбеллом
Суббота 18-ое октября 2003.
Эта
лекция ищет ответа на вопрос, что является библейским основанием для соблюдения
«регулятивного принципа» в поклонении? Тем не менее, эта лекция не
рассматривает того, чтособой
представляет регулятивный принцип, хотя мы должны будем дать ему определение,
так же эта лекция не рассматривает практического применения регулятивного
принципа в нашем поклонении. Всё же, она более относится к опровержению мнения,
что регулятивный принцип является человеческой выдумкой и поэтому является
неуместным и лицемерным. Весьма существенным будет раскрыть библейское
основание для этого принципа так, что бы мы могли более уверенно утверждать,
поддерживать и защищать его как библейское требование в Церкви. Мы должны ответить на вопрос, где в
Библии изложен регулятивный принцип? Мы должны показать, что он не является
каким-то продуктом слепого и незаконного энтузиазма человека, но что он
является ясно изложенным учением Священного Писания.
В обсуждении этого предмета, мы
применим следующий подход:
1. Дадим определение того, что мы
подразумеваем под регулятивным принципом.
2. Рассмотрим значимость этого
принципа и некоторых его далеко идущих значений.
3. Раскроем библейское основание
для этого принципа.
Так
же как это происходит с каждой доктриной, которой придерживаются в Христианской
Церкви, нашим первым долгом будет задать вопрос, “а что говорит Библия по этому
поводу?”
Это
было лозунгом Реформаторов и не должно вытесняться обращением к расхожему
мнению, современной мирской мудрости или какому-нибудь отвлекающему возгласу,
который так охотно многие слушают в наши дни. Именно Богу мы дадим отчёт об
извлечённой пользе и применении Его святого Слова. И если мы отвратим своё
внимание от Его голоса в том, чтоявляется столь драгоценным для Него, то есть поклонения Ему, то это
тоже, что мы сделаем с нашей самой драгоценной жемчужиной. “Обращайтеськзаконуиоткровению. Еслионинеговорят, какэтослово, тонетвнихсвета”. Исайя 8:20
1. ЧТО ТАКОЕ РЕГУЛЯТИВНЫЙ
ПРИНЦИП?
Защитники
этой доктрины соглашаются в основном, что регулятивный принцип поклонения
утверждает, что в общественном поклонении Богу мы должны полностью
руководствоваться только лишь тем, что Бог явно требует от нас и то, что мы не
должны добавлять или отнимать что-либо от этих явно выраженных требований.
Другими словами, поклонение Богу должно состоять из того, что непосредственно
определенно Им в Писании. Говоря так, мы хотели бы дать очень чёткое
определение. Мы не говорим, что поклонение Богу должно состоять из того, что не
запрещено; мы идём дальше этого, говоря, что оно должно состоять только лишь из
того, что непосредственно требуется. Это является весьма важным определением,
которое есть основополагающим фактором данного вопроса. Некоторые могут
предположить, что Бог действительно бы запретил Своей Церкви, прежде чем это
случилось, делать то, что было противно Его воле. И если Писание для всех веков
одинаково, и если Бог знал наперёд всё что должно произойти, как и все истинные
христиане верят, тогда Он точно предупредил бы Свою церковь об опасности того,
что может осквернить её поклонение. Видя то, что Он явно не запрещает некоторые
вещи, которые уже совершены в поклонении Ему, мы делаем заключение, хотя это и
оспаривается, что это было Его намерением для Церкви использовать эти пути и
средства в поклонении Ему.
Данный спор является изначально некорректным и чрезвычайно опасным. В
отношении той практики, которую перенял Израиль у язычников, Бог сказал, что
подобное никогда не приходило Ему на ум. «Устроили капища Ваалу в долине
сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в
честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они
делали эту мерзость, вводя в грех Иуду.» (Иер.32:35) И не то, чтобы Он не
предвидел этого греха, но то, что насколько очевидно их поклонение было против
Его открытой воле, что Он не повелевал им
совершать подобные действия. И это не тот путь, которым Бог хочет научить свой
народ послушанию. Повелевает ли нам Бог подобным образом совершать наши
повседневные обязанности? Конечно, нет! Мы не находим полного перечня всего
того, что предписывается для каждого возраста и поколения Церкви, и не ожидаем,
что найдём что-нибудь подобное. Бог указывает нам на наш позитивный долг и
предупреждает о зле, тогда когда считает это нужным. Он даёт нам достаточно
света в Своём Слове,для того чтобы
уберечь и защитить нас от всего того, что противоречит Его воле. Мы должны
искать не только лишь того, что Бог не одобряет в поклонении Ему. Мы не поступаем
подобным образом в других сферах нашего Христианского послушания. Более того,
Бог даёт нам возможность извлекать из Писания принципы и доктрины, но Он не
оставляет нас на произвол нашего воображения в том как мы должны служить и
повиноваться Ему.
Регулятивный принцип помогает осознать нужду в прямо-выраженном
повелении в области религиозного поклонения. И мы должны искать этого во всех
сферах нашей жизни. Когда Апостол Павел был обращён, он спросил, «Господи! что
повелишь мне делать?»(Деян.9:6). Он не сказал «Господи! что повелишь мне НЕ
делать». Поэтому мы и проводим это различие с самого начала. Мы проводим
разделение между «регулятивным принципом» и тем, что просто негативно.
Регулятивный принцип просит научить, как поклонятся Богу – это является
позитивным фактором. И давайте придерживаться этого отличия, от всех
компромиссов со Словом Божиим, которые дают повод думать, что человек имеет возможность
утверждать своё собственное мнение в священных делах.
2. ЗНАЧИМОСТЬ ЭТОГО ПРИНЦИПА.
Если
мы рассматриваем Регулятивный принцип как соответствующий Писанию, что вообще-то
эта лекция стремится доказать, то мы должны признать насколько это важно для
Христианской Церкви. И если мы собираемся поклоняться Богу именно так как Он
явно и непосредственно назначил в Своём Слове, то мы должны признать, что
существует много Церквей в Христианстве, которые требуют избавиться от этого
принципа. И здесь мы видим нужду в великой работе Реформации общественного
поклонения Богу, если мы принимаем регулятивный принцип. С того времени как был
завершен канон Писания, появилось бесчисленное множество нововведений в
поклонение Богу. И кто мог бы сказать, что происходило в собрании поклоняющихся
по всему лицу земли в течение веков, когда их поклонение не регулировалось
согласно, Божьего Слова? Мнения людей и традиции народов настолько варьируются
насколько варьируется число людей придерживающихся их. Каждый человек поступает,
как ему кажется правильным. В своём воображении он породил такой образ
поклонения Богу, который настолько далёк, от практики Христианской Церкви дней
Апостолов, что Христианское Поклонение сейчас едва ли можно узнать как таковое.
Этот
принцип искореняет всё то, что не соответствует ясно выраженному повелению
Бога. Этот принцип так же, как это явно из Писания, искореняет то, что
называется «поклонением» в Церкви Рима и её близких родственников Православной
и Англиканской Церквях. Но даже Англиканская Церковь, которая некогда была
чисто Реформатской церковью, ужасно наводнена идолами и человеческими
выдумками. И для того чтобы вернутся к истокам, необходимо чтобы Реформатская
Церковь раскрыла для себя Библейский Принцип, и более с осознанием долга
подчинится Слову Божиему, нежели обычаям и традициям людей. И до тех пока
Церковь не сможет сказать относительно своего поклонения Богу, что «должно
повиноваться больше Богу, нежели человекам», её свидетельство будет бесплодным
и не эффективным. Христианские Церкви нуждаются в покаянии и смирении в этом
отношение и более всего признания своего греха и падения. И если присутствует
какое-то смирение перед Богом, то этот грех может быть прощён Богом ради
Христа. И за этим может последовать чудесная перемена.
Печальной реальностью является то, что эта перемена как всегда, всё ещё
далека, так как Христианская Церковь стремится всем сердцем принять ту форму
поклонения, которую принимает та или иная община согласно тому, как она видит
это удобным. Каждый преклоняется перед своим собственным идолом, то ли это
рисунки или какие-нибудь изображения в доме Божием или не богодухновенные
гимны, величественный орган, или что ещё хуже танцующие хоры, или игра на
гитаре – они влекутся за своими собственными идолами. «Привязался к идолам
Ефрем» - сказал Господь об Израиле. И страшно то, что Он сказал некогда
Израилю, Он так же говорит и сегодня к Своей Церкви «оставь её!». Собирается ли
Он вернуться в своё место, сокроет ли Он своё лицо от Иакова до тех пор, пока
они не осознают своих преступлений? И в своём горе они должны взыскать Его. «В
скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: "пойдем и
возвратимся к Господу!» Осия 6:1.
3.БИБЛЕЙСКОЕ ОСНОВАНИЕ ЭТОГО
ПРИНЦИПА.
Мы подошли к рассмотрению основного аргумента нашей лекции, а именно -
где в Библии мы можем найти этот «Регулятивный Принцип». Я верю что, я уже
показал нашу нужду в поисках этого принципа и что именно мы должны искать и
насколько значимым для нас являетсянаходка в настоящих обстоятельствах, в которых оказалась Христианская
Церковь. Так, где же в Библии мы можем найти «Регулятивный Принцип»? Я направлю
ваше внимание на несколько отрывков из Священного Писания, которые дадут ответ
на поставленный вопрос. Мы считаем, что каждый из отрывков, в частности
является достаточным доказательством этого «Регулятивного Принципа» и что все
вместе они представляют собой весьма веский аргумент, который Христианская
Церковь игнорирует и избегает к своему великому стыду и падению.
Во-первых, давайте обратимся к
книге Исход 20-ая глава – вторая заповедь. Которую мы находим в четвёртом стихе
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на
земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я
Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего
и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим
Меня и соблюдающим заповеди Мои.» В первой заповеди Бог наставляет Израиль, так
же как и нас, в отношение того кому мы должны воздавать религиозное поклонение,
а именно одному Богу. Во второй заповеди, нам показано как должно поклонятся
Богу и какое поклонение запрещается – и это тот вопрос который рассматривает
данная заповедь. Закон, как он здесь дан Израилю, включает всё то что мы читаем
в нашем Катехизисе в отношении того что вторая заповедь требует и запрещает, и
так же причины дополняющие её для нашего поощрения в послушании. Мы должны
понимать, что вторая заповедь запрещает поклонение Богу посредством образов или
«любым другим путём, который не указан в Его Слове». Таким же образом, нам
говорится, что эта заповедь требует «принятия,
соблюдения и сохранения в чистоте и целостности всего того религиозного
поклонения и всех тех постановлений, которые Бог учредил в Своём Слове». И для нас значение этой
заповеди не утратило своей силы. Это ясное изложение регулятивного принципа в
Библии, которое в свою очередь имеет значимость до конца времён, так как является
частью морального закона Божия. Регулятивный Принцип корнями уходит во вторую
заповедь. И суть дела кратко изложена в Второзаконие 12 глава, 30 - 32 стихи «тогда
берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по истреблении их от лица
твоего, и не искал богов их, говоря: "как служили народы сии богам своим,
так буду и я делать"; не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего
гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей
своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим. Все, что я заповедую вам,
старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того».
И тот факт что Бог во второй
заповеди характеризуется как «Бог ревнитель» должен коснуться нас, как нечто
весьма серьёзное и жизненно-необходимое. И это описание, о котором мы читаем во
второй заповеди, должно сделать нашу совесть более чувствительной к тому чтобы
не оскорбить Его и не вызвать Его гнев на нас. Он защищает Свою собственную
честь и достоинство со святой ревностью в тех вещах которые относятся к
поклонению Ему. Он ни при каких условиях не оставит без наказания виновных в
нарушении данной заповеди, за исполнением которой Он наблюдает столь пристально.
Во-вторых, давайте тщательно
рассмотрим наказания, которым были подвержены те в Израиле, кто допускал
непослушание этой заповеди, как в случае идолопоклонства, так и в том, как эта
заповедь относится к добавлению чего-нибудь к Божьим установлениям. Золотой
телец изготовленный Аароном, когда Моисей был на горе Синай, был разрушен и
очень многие, после этого, погибли за своё идолопоклонство. Грех Иеровоама сына
Наватова, рассматривается как ужасная и опасная мерзость, которая повторялась в
Израиле, так как многие цари вели
Израиль к нарушению данной заповеди. В конце концов, народ израильский был
уведён в ассирийский пленза
идолопоклонство, а Иуда был отведён в Вавилон.
Возможно, более примечательным
было наказание, которое понесли два сына Аарона которые внесли чуждый огонь в
присутствие Господа. Они были лишены жизни и это послужило серьёзным предупреждением для Израиля, чтобы
тот в свою очередь позаботился о том, как правильно поклонение Богу должно
совершатся. Эта история рассказывается в книге Левит 10 глава. Я думаю, что
этот пример Божьего суда имеет особенное значение для определения того
насколько важным является регулятивный принцип. Подобный этому примеру есть и
другой случай который мы видим в жизни Давида, когда он пытался первый раз
привезти Ковчег Завета на гору Синай после того как он стал царём. Вы вероятно
помните, как два человека следовали за новой колесницей и как «Оза простёр руку
свою к ковчегу Божию и взялся за него» и был поражён за свою ошибку и как там
даётся пояснение «за дерзновение». Эта история записана во 2 книге Царств 6
главе и напоминает нам о том, что Господь Богнашесть Бог ревнитель, и Он
имеет ревность в отношении поклонения Ему и те, кто с поспешностью стремятся
сделать больше, чем Он этого требует, не избегнут наказания. И если все эти
примеры Божьего гнева против осквернившихся грешников, дополнявших религиозное
поклонение рассматривать, в общем контексте, и в частности то можно ясно
увидеть важность регулятивного принципа в ветхозаветном поклонении Церкви.
В третьих, давайте обратимся к
некоторым отрывкам из Нового Завета для того чтобы окончательно утвердить этот
принцип. Мы рассмотрим Евангелие от святого Матфея, глава 15. Там мы читаем, в начале
главы относительно фарисеев, которые жаловались о том, что ученики Христа ели,
не омыв рук. В ответе Христа мы видим ясно выраженный регулятивный принцип. Он
обвинил их в приверженности к человеческим традициям следующими словами – «приближаются
ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит
от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Фарисеи
упразднили пятую заповедь, когда они разрешили бесчестному сыну давать то, что
он должен был дать своим родителям, как дар для Храма. Они выдумали эту часть
религиозного поклонения. Это было тщеславным и пустым поклонением, потому что
это было человеческой заповедью, и тем самым уничтожалась заповедь Божия и
сводилась к чему-то не эффективному и незначительному. Другими словами
поклонение, совершаемое согласно заповедей, доктрин и мнений людей более,
нежели заповедей Божиих, является пустым и тщеславным. И это очевидно. Много
подобных вещей совершили фарисеи и таким образом изменили поклонение Богу так
же, как это сделали сыновья Илия и истинный Божий народ страдал от этого.
Христос защищал своих учеников от нападок подобных людей, и Он всё ещё защищает
нас и благословляет тех, кто желает соблюдать Его слово и чистоту поклонения, в
целом и в частности согласно с Его написанной заповедью, которую они приняли.
В четвёртых, мы можем обратиться
к хорошо нам знакомому отрывку из четвёртой главы Иоанна, где мы читаем о разговоре Христа и
самарянки. Вы помните, как самарянка пыталась изменить предмет разговора с Христом,
когда Он показал ей, её грехи. Она подняла старый спор между евреями и
самарянами в отношении поклонения Богу. Христос ответил ей, говоря прямо, что
поклонение самарян является ложным и что истинная и спасительная религия есть
только у евреев – избранного народа Божия. И тогда Он ей сказал «Но настанет время и настало уже,
когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких
поклонников Отец ищет Себе». (Иоан.4:23) И здесь упомянуты две вещи в отношении природы
поклонения Богу в новозаветной диспенсации. Во-первых, поклонение должно быть
духовным. И более не играет роли, где будет совершаться поклонение Богу, так
как, Евангелие и поклонение Богу должно распространяться среди всех народов и
что сущность поклонения Богу заключается в том, что оно должно быть духовным, а
не просто внешним и ритуальным. Старый образ поклонения должен был
прекратиться, и эпоха Духа Святого воссиять и духовное поклонение было тем, что
Бог особенным образом требовал, а именно поклонение сердца. Во-вторых,
поклонение должно быть «в истине». Некоторые думают, что это должно быть
реальным и искренним поклонением. И это, в общем-то, было бы простым
повторением слов «в духе». Более того, это не относиться к тому факту, что
поклонение самарян было ложным. Мы верим, что истина, которая изложена здесь,
дана в противовес лжи, которая заключалась в том, что самарянское поклонение не
было истинным потому, что самаряне более поклонялись Богу согласно своих
собственных измышлений нежели в соответствии со Словом Божиим. «Вы не знаете, чему кланяетесь, а
мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев». (Иоан.4:22) Другими словами, новозаветное
поклонение должно быть в согласии с истиной и регулироваться Словом Божиим. «Ибо таких поклонников Отец ищет
Себе».
В
пятых, давайте обратимся к Апостольскому Поручению, которое мы можем найти в
конце Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка. У Матфея, в 28 главе, Христос
повелевает своим ученикам идти и научить все народы «крестя их во имя Отца и Сына и
Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». (Матф.28:19) Он дал это повеление как, Тот,
кому дана«всякая власть на небе и на земле», и как, Тот, кто будет с ними «во все дни до скончания века». В
первой главе, книги Деяния Святых Апостолов, нам говориться, что Христос
повелел своим ученикам«научить все народы». Деян.1:3, «которым и явил Себя
живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение
сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием». Конечно, благовествование
было среди тех вещей, которые относились к Царствию Божию и так же мы включаем
сюда Крещение и Вечерю Господню. Мы конечно же, делаем вывод, что Христос не
исключал поклонение Богу из того наставления, которое получили Апостолы. Всё
что они делали, было в соответствии с тем примером, который им преподал
воскресший Христос. И это было великим аргументом против их противников.
Воскресение Христа подтвердило Его власть как Царя Его церкви. Христовы
Апостолы, получили наставление в отношении того как управление Церковью должно
быть устроено. Они верно донесли это повеление Церквям. И то, что поклонение
Богу не входило в это наставление, трудно себе представить. То, что
практиковали Апостолы, было именно тем, чему Христос повелел им делать, а
именно научить все народы. Чтобы они практиковали простое поклонение, которое регулируется,
Словом Божиим во всей его полноте, как и евреи в синагогах, и это не нуждается
в дальнейшем подтверждении. Апостольское Поручение и практика Апостоловявляются
нашим новозаветным основанием для поддержания Регулятивного принципа, который
весьма чётко представлен в Ветхом Завете и который столь авторитетно отстаивал сам
Спаситель.
В
шестых, и в заключение, мы можем рассмотреть пример Апостола Павла, который
утверждал и защищал регулятивный принцип. И мы находим это в его послании к
Колоссянам, во второй главе. Павел в этой главе объясняет Церкви в Колоссах,
что именно включает в себе их свобода во Христе. Он говорит, что Христос «истребив
учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от
среды и пригвоздил ко кресту». И это «рукописание» есть установления
ветхозаветного поклонения. Здесь оно описано как «которое было против нас» и
ещё в одном отрывке как «бремена тяжелые и неудобоносимые», и так же «служение
смертоносным буквам». И те, кто настаивал на продолжении соблюдения этих
установлений, как средство спасения, наполнили Колосскую Церковь, так же как и
другие. Апостол Павел очень часто возражал против этого учения. Мы так же можем
увидеть это и в проповеди Христа, когда Он обличал фарисеев. Апостол задаёт им
весьма уместный вопрос в 20 стихе,«итак,
если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире,
держитесь постановлений» (Кол.2:20) И это не конец предложения. Слова этого
вводного предложения дают описание установлениям – «не прикасайся», «не вкушай»,
«не дотрагивайся». И тогда он возвращается и даёт следующее описание «- по
заповедям и учению человеческому». Как знаменательно! Точно как фарисеи. Первый
стих этой главы проливает ещё больше света на то, что Павел думал в отношении
регулятивного принципа. «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении,
смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». Эти
установления, которых Церковь в Колоссах должна была отвергнуть, возросли до «самовольного
служения». Эти слова весьма важны для нашего понимания регулятивного принципа.
Я думаю, что стоит прочесть вам то, что сведущий и точный в определениях Мэтью
Пул сказал в отношении этого словосочетания. Следующее является изложением
регулятивного принципа весьма мудрым и рассудительным языком.
«В самовольном служении. 1. В
очевидном суеверии, или человеческой выдумке, или своевольной религии, более
чем в божественных установлениях, как все древние так и современные
комментаторы интерпретируют эти слова, они не имеют позитивного смысла но несут
негативную характеристику, считая это словосочетание, а именно «самовольное
служение» не относящихся к божественному поклонению, но более относящихся к
человеческой своевольности и поклонению. Ибо хотя, охотное совершение тех актов
поклонения, которые сам Бог повелел исполнять является необходимым и похвальным
для Его народа, ибо по-другому к ним нельзя относиться, всё же когда воля
человека, в противоположность воле Божией, становиться главенствующей в
поклонении Богу, по человеческому рассуждению и вымыслу, без Божьего повеления
и одобрения, тогда такое «самовольное служение» является ненавистным для Бога,
и чем больше оно становиться самовольным, тем больше оно становится
ненавистным. Это в наивысшей степени справедливо, потому что это должно
осуществляться не так как мы хотим и избираем, но только лишь тем путём каким
Он желает и избирает, потому что мы должны поклонятся Ему приемлемым образом,
что должно быть нашей великой заботой. Смотри 2Кор.5:9». (Метью Пул,
комментарий на Колоссянам 2:23).
И
в этом, мы видим Библейское основание для регулятивного принципа. Мы не можем и
подумать о любом искреннем христианине, который бы взвесив все доказательства,
гордо и самоуверенно отверг бы их в угоду своих собственных идолов и фантазий.
Как опасно, игнорировать голос Божий в Писании! Как рискованно продолжать
ходить в непослушании, когда путь истины нам четко указан. Всё это, именно то,
чем множество людей занимается в Христианской Церкви. И мне кажется, что будет
весьма приемлемым, подытожить наши библейские доказательства в отношении
регулятивного принципа завершающими словами Писания.
«И я также свидетельствую всякому
слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того
наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от
слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в
святом граде и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит:
ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр.22:18-20)
Здравствуй! Говорят и в народе. и в притчах Соломона: Чем глупее человек, тем дольше он обясняет свою глупость. Вы имеете ввиду Божье водительство, и как вера в этом отображается? В этом вопросе я начал свой ответ и закончил. Вы уже отклонились от истины применив ультро модное понятие "Регулятивный принцип" вместо просто "Божье водительство". Пусть будет Вам стыдно!
Здравствуйте Уважаемый Роман! Спасибо большое за ваш ответ. Мне всё равно как выглядит этот термин. Но хотел бы заметить, что термин "регулятивный принцип" применяется не только в богословии, но и в других дисциплинах и науках. Да, конечно "водительство Божие" куда предпочтительнее нежели "регулятивный принцип", в этом я с вами согласен. Насколько я помню до того как я перевёл эту статью, в интернете (русскоязычном) мало, что было написано на эту тему, так что этот термин не является "ультро-модным понятием", так как в богословии имеет весьма узко-направленное применение, то есть к поклонению Богу. Спасибо, за увещевание, надеюсь "это чувство" у нас взаимное. Да, даст вам Господь покаяние в жизнь. Дмитрий