Имбарт
де ла Тур говорит,
что наследие
Кальвина состоит
из книги («Наставление
в христианской
вере») и города
(Женевы).1
Оно послужило
образцом для
многих реформатов
в разных местах.
Но наибольшее
влияние оно
оказало на
великого реформатора
Джона Нокса,
который назвал
это наследие
«самой совершенной
школой Христа
со времен
апостолов».2
Если Женева
во многих, хотя
и не во всех,
отношениях
была примеров
кальвинизма
в отдельном
городе-государстве,
то Шотландия
Нокса, по всей
видимости, в
наибольшей
степени, нежели
где бы то ни
было, стала
подобным примером
на национальном
уровне. Учение
Кальвина о
Боге, суверенитете,
законе, Церкви
и государстве
достигло в
Шотландии
намного большего,
чем оно могло
достичь во
Франции (вследствие
гугенотского
меньшинства)
или в Англии
(по причине
господства
других теорий
о взаимоотношениях
Церкви и государства).
Невзирая
на то, что Нокс
за свое понимание
богословия
и основополагающей
власти Писания
над всей жизнью
человека обязан
во многом именно
Кальвину, он
расходился
со своим наставником
по таким важным
вопросам, как,
например,
сопротивление
гражданской
власти. В отличие
от Кальвина
на него большее
влияние оказала
ветхозаветная
теократия и
меньшее —
естественный
закон. Таким
образом, шотландская
Реформация
развила на
национальной
сцене те взгляды
Кальвина, которые
сам великий
реформатор
не выразил
явным образом.
Более того, она
вышла за их
пределы, дав
направление
некоторым
радикальным
течениям, которые
позднее так
или иначе доказали,
что являются
«волной будущего».