«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16-17).
Доктрина о Божьих вечных установлениях показывает нам то, что Бог установил порядок вещей, которые должны произойти, то есть Он осуществляет Свои постановления в делах творения и провидения, и все что Он сотворил «хорошо весьма». Он создал человека праведным и украшенным Божьим образом, который состоял в знании, праведности и святости. Божье провидение распространяется на всех Его творений и на все их действия, в том числе и человека. И то, что мы с вами будем сегодня рассматривать, называется «особым действием провидения, которое проявил Бог к человеку, в том состоянии, в котором он был создан», а именно «Завет дел», который так называется потому, что условием этого «завета» являлось совершенное послушание Адама. Иногда этот «завет» так же называют «заветом жизни» так как она является наградой за исполнения этого завета. Приступая к рассмотрения «Завета дел» мы должны последовать, следующему плану и прежде всего показать то, что:
I.Бог заключил завет дел с Адамом, когда Он сотворил последнего в состоянии невинности. II. Этот завет имеет определенную природу. III. Бог вступил в завет с Адамом по определенной причине. IV. Результатом исполнения Адамом завета дел является смерть.
I.Бог заключил завет дел с Адамом, когда Он сотворил последнего в состоянии невинности.
То, что Бог сотворил Адама праведным и святым мы можем увидеть из нашего текста, так же здесь явно присутствует форма договора между двумя сторонами, Богом и человеком. И здесь необходимо уточнить, что слово человек включает в себя две составные части, а именно мужчину и женщину. Поэтому завет был заключен как с мужчиной, так и с женщиной, которая была сотворена из ребра Адама, хотя многие могут возразить, что Ева была сотворена после провозглашения завета, как мы можем увидеть из хронологии Писания. Здесь не говорится «и сказал Бог мужчине», но «и сказал Бог человеку» для того, чтобы подчеркнуть, во-первых, что эта заповедь относится непосредственно к мужчине Адаму, во-вторых к человеку, в смысле мужчина и женщина, и в третьих, к Адаму как к представителю всего человеческого рода.
Таким образом, человеку, было запрещено есть всего лишь от одного дерева во всем саду, а именно от «дерева познания добра и зла». Заповедь гласила «а от дерева познания добра и зла не ешь от него», и данная заповедь была добавлением к тому закону, который уже был записан на сердце Адама. Заповедь «не есть от запретного плода» усугубила требования природного закона. Воздаянием за нарушение этой заповеди была смерть. В отношении «смерти», о которой говорит наш текст, можно сказать, что слова «смертью умрешь» усиливают значение друг друга. На иврите эти слова имеют следующий смысл: «Умирая, ты умрешь», то есть преступника этой заповеди ждала смерть духовная, физическая и вечная.
Адам не имел свойства быть неизменным, так как этим качеством обладает только Бог. Его природа могла изменяться, но Адаму не было свойственно избирать зло, так как это было противно его природной праведности и святости, которыми наделил его Творец. Адаму было обещана долгая жизнь, так как если посмотреть на позитивную сторону заповеди, то в ней содержится обетование, «если не будешь есть от дерева познания добра и зла, будешь жить» Тем не менее, Адам избрал зло и нарушил заповедь Божию.
Условия, в которых находился человек, не предрасполагали к нарушению этой заповеди, так как обилие пищи, мягкий климат и Божья забота свидетельствовали об обратном, человеку нужно было просто жить той жизнью, которой научил его Господь. Человек принял условия завета, как об этом свидетельствует Ева «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». И после преступления условий завета, Адам и его жена спрятались от Бога, так как услышали Его голос и убоялись. Они знали, что они нарушили заповедь, и что последует наказание. Не удивительно, что Моисей вскользь упомянул об этом печальном событии, хотя, описывая грехопадения Адама, Моисей так же указал на пришествие Спасителя, который избавит от последствий грехопадения Адама.
Наличие этого завета, так же подтверждается тем, что Писание говорит о двух заветах, например в Галатам. 4:24 говорится о завете благодати и завете дел. Этот же завет упоминает Осия: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» (Ос.6:7). И Иов говорит о нем же: «Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои» (Иов.31:33) и здесь слово «человек» соответствует слову оригинала «га Адам», именно то имя, которое Бог дал нашему прародителю.
II. Этот завет имеет определенную природу. Природа завета, прежде всего, определяется теми, кто в этом завете участвует. «В любом завете есть две стороны и две составляющие – условие и обетование». С одной стороны Бог-Святая Троица, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, Творец человека и Суверенный Владыка, который является Законодателем, милостивым и заботящимся о Своем творении. С другой стороны человек, Божье создание, который представлял все человечество, ибо он заключил завет не только от своего имени, но и от имени всех своих потомков, так как он приходится природным отцом всему человечеству (Деян. 17:26)
Условием Завета было, с одной стороны соблюдение человеком заповеди «не есть от дерева познания добра и зла», и с другой стороны Бог «соблаговолил сделать исполнение Своих обетований долгом перед Самим Собой – перед Своей благостью, справедливостью и верностью». Эти условия завета давали человеку право ожидать от Бога благословений, как временного, так и вечного характера.
Исполнение заповеди было условием получения вечной жизни, то есть «делай так, и будешь жить» и этим Завет дел отличается от Завета благодати. Хотя дела требуются и по условиям Завета благодати, тем не менее, они относятся совсем к другой категории, так как, не являются основанием получения жизни вечной, но всего лишь свидетельством нашего усыновления.
Послушание, которое должен был проявить человек, имело двойственную природу. Прежде всего, это послушание должно было совершатся согласно определенному закону, а именно тому закону, который был записан на сердце человека. (Еккл.7:29) «Моральный закон» или как мы его знаем закон «десяти заповедей», не был дан человеку в виде надписи на каменных скрижалях, но был записан на скрижалях сердца, то есть этот закон являлся жизненным принципом человека и средством достижения жизни вечной. Человек мог поступать согласно этому закону и при этом быть счастливым (Пс.118:97), так как этот закон был частью его природы, и ничто в соблюдении этого закона не удручало человека. Люди после грехопадения, стали тяготиться этим законом, так как он раскрывал их порочную сущность, потому что показывал, что они не соответствуют ему, ведь закон все еще продолжал частично пребывать в сердце человека, как это видно из остаточного понимания падшим человеком добра и зла. (Рим. 2:15)
Заповедь «не есть от дерева познания добра и зла» не была частью природного закона, но была дана сверх этого закона. Человек должен был проявить своё послушание Богу, так как природный закон обязывал его к этому. Эта заповедь была экзаменом для человека, ибо для этого он должен был проявить своё повиновение Богу. И человек был способен исполнить эту заповедь, так как Бог сотворил его праведным, то есть способным исполнить закон природный и соблюсти заповедь «не есть от дерева познания добра и зла».
III. Бог вступил в завет с Адамом по определенной причине. Трудно найти какую-нибудь иную причину, почему Господь вступил в Завет с человеком, как только Божья доброта и слава Его благодати. Ведь вступление в Завет со Своим творением, со стороны Бога было снисхождением и делом милосердия. Человек не был волен делать то, что ему захочется, но он был во власти Бога. Человек не имел ничего, чем бы он мог распоряжаться как своим, если бы Бог этого ему не дал. Таким образом, все чем бы человек мог заслужить Божье благорасположение не было его собственным, как и он сам. Прежде вступления в Завет человек, уже был подданным Бога, а Господь был волен делать то, что Ему угодно. Ибо человек находился под Моральным законом прежде, чем он стал участником Завета дел. Бог заключил Завет с человеком после того как тот был приведен в Эдем и получил повеление возделывать и хранить сад.(Быт.2:15)
Богу было угодно вступить с человеком в Завет для достижения двух определенных целей, а именно для проявления Его собственной славы и величайшего добра человека. Слава Божия является наивысшей целью во всех Его действиях. Бог проявил неизреченное богатство мудрости (Еф.3:10), так как Его отношения с человеком были самым действенным методом, посредством которого Бог требовал послушания от человека. Ибо Адам был Божьим слугой по своей природе и по природе своего выбора, он принял завет и не мог уже отступить от него, не согрешив. Этот завет установил незыблемую связь между долгом и радостью, что явно видно из слов «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
И все же, несмотря на грехопадение человека, Бог по Своей милости решил установить лучший Завет для восстановления и спасения падшего человека. Таким образом, долг Завета дел недействителен и его наказание недопустимо. Завет дел не допускает никакого покаяния, но совершенное исполнения всего того, что требует этот Завет. Поэтому-то Завет дел оставляет падшего грешника в руках закона. И только по Божьей милости во Христе через заключение Завета Благодати, в котором присутствуют две стороны Бог-Отец и Бог-Сын, спасение человека возможно. И надо учитывать, что исполнение условий Завета Благодати, не требуется от грешников, но всецело является заслугой Христа, Второй Личности Святой Троицы.
IV. Результатом исполнения Адамом завета дел является смерть. Результат послушания Адама мы можем ощущать по сей день, ибо Адам однажды вкусил запретный плод, и мы до сих пор оплакиваем его поступок. Грешники по сей день стараются исполнить, Завет дел, думая, что они на то способны, но, не обладая безгрешной природой своего прародителя Адама они могут заслужить, только вечную участь в аду. К сожалению, много Церквей, в наши дни, исповедуют древнее учение Пелагия и его позднего приемника Арминия, согласно которым человек все-таки обладает какой-то остаточной склонностью к добру и тем самым имеет надежду на заслугу своих добрых дел или другими словами они все еще хотят исполнить, уже давно нарушенный Завет дел, тем самым, пренебрегая Заветом благодати.
Нарушенный Завет дел оставил человека в состоянии греха и несчастья, но и в этом состоянии, когда, для человека, потеряна всякая надежда на спасение и избавление от проклятия вечной смерти, которое стало неотъемлемой частью человеческой природы, есть выход. Этот выход предложен Самим Богом, как и в случае с Заветом дел и обещанными благословениями, Бог проявил инициативу, так как человек по причине греха не способен этого сделать. Господь, предвидя исход человеческого непослушания, приготовил от всей вечности Искупителя, в личности Своего единородного Сына, с Которым он заключил Завет благодати. Согласно этому Завету, Христос Своим послушанием приобрел блага для Своего избранного народа, ибо он как Второй Адам является полномочным представителем Своего народа, и все Его заслуги так же вменяются Его избранным. Одним из условий этого завета, является вера в Иисуса Христа, как единого Посредника между Богом и человечеством. И здесь, мы тоже можем увидеть Божью милость в том, что Господь снабжает грешника способностью верить, как Он это сделал с Адамом, когда Он даровал ему закон в сердце и способность его соблюдать. Но здесь присутствует еще одно обетование, которого не было у Адама, а именно Господь не дал Адаму обетования, что Он сохранить его от падения, так как Адам был способен устоять, но избранным во Христе Бог дарует обетование, что Он сохранит их от вечной погибели.
И здесь, мы должны подвести итог, вышесказанному. Во-первых, всякий человек, рождающийся в этот мир, является по своей природе нарушителем Завета дел и не способным его соблюсти. Если вы думаете, что своим хождением в Церковь, пожертвованиями вы приобретете какое-нибудь Божье благорасположение, то вы сильно ошибаетесь, потому что Завет дел уже давно нарушен, и исправить это положение нельзя.
Во-вторых, Богом установлен иной Завет, то есть Завет благодати. Согласно условиям этого Завета, Поручителем является Христос, то есть Он отвечает за исполнение условий этого Завета, так как только Он способен исполнить эти условия. Так же и от грешников требуется вера в Иисуса Христа, потому, что Он является единственным Посредником между Богом и человеком.
В-третьих, Завет, заключенный при непосредственном участии Христа является непреложным, по той самой причине, что Христос является Богом, и Его заслуги так же совершенны и вседостаточны как совершенна и вседостаточна Его природа Богочеловека.
В-четвертых, Завет Благодати лучше потому, что Христос приложил Свои силы соблюсти и сохранить каждого верующего. По первому Завету мы имели силу выстоять – но не выстояли, а по второму Завету нам даруется сохранение от окончательного падения. (1Пет.1:5)
Всякий, кто ищет праведности от первого Завета потерпит крах, ибо тот Завет ведет в погибель любого, кто не исполняет постоянно всего, что требует закон, а именно быть совершенным в словах, делах, и мыслях. Все те кто, полагается на собственную врожденную праведность, свободу воли и заслуги подпадают под юрисдикцию Завета дел и будет судиться согласно требованиям этого Завета. Но Господь призывает вас искать праведности веры во Христа, что бы вам предстать оправданными на суде у Белого Престола, ведь только облекшись в праведность Христа, вы можете уповать на Божью милость. Бегите от будущего гнева, бегите ко Христу, ибо Он наш город-убежище, потому что только в нем мы можем укрыться в день бедствия, и только в Нем мы находимся в безопасности и Божья справедливость увидев кровь Агнца на дверных косяках наших сердец проходит мимо и остается умиротворенной жертвой Христа.
Аминь.
Источник: http://www.proza.ru/2010/08/30/1428 |